Гнозис
Вы когда-нибудь были единственным специалистом по какому-либо вопросу, находящимся в комнате, полной людей, не имеющих никаких знаний, но имеющих мнение? Если нет, то представьте, что бы вы испытывали, когда кто-то из них говорил псевдоинтеллектуальную чушь, а остальные с ним радостно соглашались. Представьте себе чувство, которое испытали бы, если бы вы попытались объяснить собравшимся их ошибки, но ваш голос бы потонул во множестве их голосов. А потом представьте, как где-то что-то щёлкает, и ваш голос начинает резонировать с аудиторией, и вы понимаете, что сейчас вы можете что-то изменить, объяснить, просветить… Умножьте все эти чувства в сто раз, и тогда у вас появится представление о том, что же такое Гнозис.
Гнозис – это сила и понимание, стоящие за магией Пробужденных. Сам по себе он не магия, но он необходим для её творения. В конце концов, порох – это не ружье, но он необходим, если вы хотите, чтобы ружье выстрелило.
Гнозис, главным образом, – это подсознательное понимание. Это способность Пробужденного совершить мысленный скачок за пределы того, что доступно другим, возможность соединять точки, которые другие даже не видят. Он позволяет магу интуитивно понимать вселенную и видеть те нити, за которые нужно потянуть, чтобы произошли перемены. Для Пробужденного вопрос заключается не в том, что нужно сделать, чтобы эти перемены произошли, а в том, способен и готов ли он сделать всё необходимое.
Пути и Гнозис
Для каждого Гнозис выглядит по-разному. Путь мага оказывает влияние на него точно так же, как и на другие аспекты личности.
Акантус повсюду видят нити судьбы. Настоящих совпадений не существует, просто вселенная следует законам, которые среднестатистический разум не может понять. Акантус видят паутину, нити которой сплетутся в узоры, если дать им достаточно времени и пространства. При высоком параметре Гнозиса акантус начинают интуитивно понимать, где и когда именно сплетутся нити этой паутины, и, таким образом, у этих магов появляется возможность манипулировать переменными, чтобы результат вышел именно таким, какой нужен им. Мифы и легенды говорят нам, что судьбу нельзя изменить. Но акантус с высоким Гнозисом меняют её. Во многих из них это понимание того, что должно произойти и что произойти может, порождает сильное чувство ответственности.
Мастигос видят тьму. Они видят пороки и грехи, таящиеся в каждой душе. Они понимают мотивы людей и чувствуют эгоизм, окружающий их. В мире практически нет чистых и непорочных. Потому большинство мастигос циничны. В конце концов, какой смысл спасать мир, полный таких отвратительных людей?
Морос видят, как всё закончится. Они видят смерть. Они видят разрушение. Они видят энтропию. Даже самая прекрасная статуя будет прекрасной лишь миг. В конце концов, цвета поблекнут, а ветер и дождь сотрут прекрасные черты, и морос, как никто другой, знают это. Поэтому самые сильные морос часто не обращают внимания на малозначимые последствия своих действий, ведь в конце концов всё обратится прахом.
Обримос видят скрытый потенциал во всём, что их окружает. Когда они сморят на человека, место или вещь, они чувствуют, кем мог бы стать человек, чем могло бы быть это место, и какой могла бы быть вещь. Одни черпают в этом вдохновение и новые силы, потому что хотят сделать мир лучше. Других же наоборот охватывает уныние, потому что они видят окружающий их растраченный впустую потенциал и бездну упущенных возможностей.
Тирсус видят жизнь во всём. Она в любом случае восторжествует. Даже пустошь, оставшаяся после ядерного взрыва, рано или поздно снова будет зелёной. Это порождает очень своеобразную точку зрения о том, что нет смысла ни во что вмешиваться, кроме самых серьезных кризисов, потому что в конце всё равно будет хорошо. Однако из этого следует, что всё, что угрожает этому долгосрочному равновесию является настоящей угрозой, более важной, чем угроза человеческой жизни.
Повышение уровня Гнозиса
У только что Пробудившегося мага уровень Гнозиса равен 1. Дальнейшее повышение уровня Гнозиса требует усердной работы. Гнозис требует знаний и понимания. Он требует учёбы, опыта и моментов прозрения. Уровень Гнозиса повышается в тот момент, когда маг растёт над собой в философском и мистическом смысле и начинает видеть мир иначе. Такие моменты он, скорее всего, никогда не забудет: хотя они и не представляют собой нечто столь серьёзное, как Пробуждение, но являются краеугольными камнями в эволюции мышления Пробужденного, его целей и самой личности. Маг не обязательно становится совершенно другой личностью, но что-то в нём меняется.
От Гнозиса зависит то, какое количество маны может быть у мага, и с какой скоростью он может её использовать. Также, чем выше Гнозис, тем лучше маг защищён от направленных против него магических и прочих сверхъестественных атак. От уровня Гнозиса зависит уровень Арканов, на который может подняться маг, и сколько стандартных заклинаний он может освоить (см. Сотворение заклинаний).
Также от Гнозиса зависит время проведения магических ритуалов (т.е. ритуальных заклинаний). На низких уровнях для достижения желаемого эффекта на ритуал может уходить несколько часов, но чем выше уровень Гнозиса, тем меньше времени требуют ритуальные заклинания.
Однако чем выше уровень Гнозиса мага, тем сложнее ему скрыть или замаскировать свою магию. Кроме того, по мере повышения Гнозиса маг всё больше отдаляется от Падшего мира и его законов, и в результате его заклинания несут больший риск вызова Парадокса.
Мана
Мана – это жидкая форма прайма, первоматерии. Это энергия из Высшего мира, попавшая в мир Падший. В некоторых случаях это также энергия, оставшаяся в мире со времён, предшествовавших Падению. За тысячелетия она приняла множество форм и обличий. Однако иногда встречаются и свежие источники маны, образовавшиеся в мире по милости Высших сил. Маги могут вбирать эту энергию и использовать. Суммарное количество маны, которое волшебник может «хранить» в себе, зависит от его Гнозиса.
N.B. В целях упрощения игрового процесса мы не используем шкалу и единицы маны, просто помните, что ваш персонаж может её находить, поглощать и использовать в тех или иных целях, что вы можете отражать в своих отыгрышах.
В обычных условиях ману могут увидеть и почувствовать только Пробужденные. Любой маг, оказавшийся неподалеку от Источника, может с помощью Магического взгляда почувствовать ману, растворённую в окружающей среде. Пробужденные по-разному описывают её. Чаще всего звучат эпитеты вроде «племенная», «текучая», «чистейшего белого цвета» или «состоящая из всех оттенков спектра». Восприятие магом маны зависит от его Пути и от Аркана, который он использует для активации Магического взгляда.
Для того, чтобы лучше понять суть маны, научиться управлять ею и использовать в своих заклинаниях, магу необходимо изучить Аркан Прайма. До определённой степени все Пробужденные способны использовать ману, но одни могут использовать и хранить её лучше, чем другие. Использование маны позволяет магу совершать различные магические трюки. Среди них можно выделить следующие:
• Для сотворения некоторых заклинаний;
• Для усиления заклинаний (модификации их факторов);
• Для снижения риска Парадокса и др. (см. Магия);
Кроме того, с помощью маны волшебники могут лечить собственные раны. Чем серьезнее увечье, тем больше маны необходимо на лечение. От уровня Гнозиса мага зависит, сколько раз в сутки он может использовать собственную ману таким образом. При Гнозисе от 1 до 4 это возможно сделать только один раз в день, при Гнозисе, равном 5 или 6 – два раза. Если Гнозис мага равен 7-9, то три раза, а если 10 – 4 раза. Наконец, от Гнозиса напрямую зависит скорость исцеления ран.
Восстановление маны
Большая часть существующей в мире маны является частью каких-либо объектов. «Свободная» мана – это редкое явление, и найти ее можно в Источниках, что делает каждый из них настолько ценным для Пробужденных. За контроль над разными Источниками и маной, которая в них содержится, ведётся борьба и устраиваются войны.
Восстановить собственную ману маг может следующими способами:
• Маг может провести в Источнике ритуал Облатации, особенности которого зависят от Пути волшебника. Облатация может представлять собой практически что угодно – от простой медитации до сложной церемонии, – единственное условие: этот ритуал должен выражать символизм Пути мага. Например, в случае акантус он может быть связан с солнцестояниями и равноденствиями, а в случае морос это может быть ритуал почтения усопших.
• Маг может восстанавливать ману нанося себе увечья. Эта способность в некоторой степени противоположна заживлению ран с помощью маны. Чем больше маны Пробужденный хочет восстановить, тем серьезнее должна быть травма. Известны случаи, когда маги убивали себя. Следует также отметить, что маг может восстанавливать ману этим способом только если травма была нанесена им самим и именно с целью извлечения маны из собственного тела. Если Пробужденный был ранен в бою или, скажем, случайно порезался, рана останется просто раной. Кроме того, увечье, нанесённое волшебником самому себе с целью получения маны из собственной плоти, не может быть исцелено мистическим образом.
• Среди Пробужденных не принято говорить об этом, но ману можно получить еще одним способом – жертвоприношением живого существа. Животные дают совсем немного маны, а вот люди… В ходе ритуала жертва должна умереть, и именно маг должен нанести ей последний, смертельный, удар. Если жертва в ходе этого ритуала скончается, скажем, от потери крови, то мана, содержавшаяся в её теле, не достанется убийце. Если ритуал проводят несколько магов, то ману получит только тот, кто нанес последний удар, а все остальные не получат ничего.
Тасс
Иногда мана приобретает материальную форму, которую называют «тасс». Слово образовано от арабского «чаша» или «кубок». Вид и форма тасса зависит от природы места, где он образовался, а также от других, неизвестных причин. Почти всегда тасс образуется рядом с Источниками, но иногда тасс – это то, что остаётся, когда Источник пересыхает.
Тасс можно найти в грибах, растущих по краям волшебной долины, во фруктах, собранных с деревьев, расцветших посреди Источника, в кристаллах, в земле, в водах родника – тасс может принять любую форму. Но несмотря на это многообразие форм, тасс всегда остается одним и тем же – первоматерией в твёрдой форме, которую можно превратить в ману.
Тасс особенно ценен в тех случаях, когда его можно съесть или выпить, потому как позволяет любому магу с лёгкостью восполнить ману (обычно восстановление происходит в течение часа, если говорить о твердой пище, и 10 минут, если речь идет о жидкости). Некоторые маги возделывают сады рядом с Источниками или прочими местами, где появляется тасс, или регулярно собирают родниковую воду. Однако количество маны, содержащееся в съедобных формах тасса, различается. Иногда яблоки могут быть полны ею, а иногда – безвкусны и практически лишены живительной энергии.
Съедобные формы тасса необходимо хранить так же, как и любые другие свежие фрукты и овощи, иначе они сгниют. То же самое относится и к прочим съедобным формам твёрдой примаматерии. Однако мана не остаётся в них вечно, со временем она исчезает.
Возможность использовать тасс, существующий в несъедобной форме, даёт Аркан Прайма. Любой маг, обладающий 2-м уровнем в данном Аркане, может впитать ману, содержащуюся в тассе, а также превращать в тасс собственную ману. В отличие от съедобных форм тасса, из несъедобных мана не исчезает и может храниться практически вечно.
Нимб
Всякий раз, когда маг пытается сотворить очевидное заклинание (то есть заклинание, обладающее явным эффектом и по определению привлекающее к себе внимание окружающих), его душа расцветает магическим нимбом. Суть нимба разнится от мага к магу, и это даже не всегда визуальный образ, однако зачастую нимб отсылает к Пути мага. Этот эффект может заметить любое существо, обладающее способностью видеть ауру. Для простых людей нимб остаётся невидимым.
Пробуждённый может намеренно продемонстрировать нимб окружающим – эта способность не является заклинанием, а, скорее, навыком, который персонаж может освоить самостоятельно, научившись чувствовать собственную магическую энергию. Такой нимб проявляется слабее, чем при сотворении заклинаний, и часто воспринимается в виде звуков и других ощущений. Например, от мага может исходить едва слышное эхо звериных криков, или солнце может освещать его в толпе несколько ярче, чем окружающих. Порой такой нимб появляется непроизвольно, когда маг слишком глубоко погружается в размышления о собственном Искусстве. Пробужденный может остановить это проявление усилием воли аналогично тому, как если бы демонстрировал нимб намеренно. Хотя Спящие и не видят нимб во всей полноте, они чувствуют нечеловеческую энергию, исходящую из Пробуждённого.
Пути и нимб
В присутствии Акантус многие предметы начиняют едва заметно светиться или менять своё отражение на ближайших поверхностях. Во время произнесения заклинаний Акантус окутывает себя мглой, а его голос начинает казаться загадочным песнопением. Само время вокруг замедляется, а воспоминания о прошлом и мысли о будущем в сознании окружающих начинают смешиваться.
Колдовство Мастигос заставляет обличье предметов искажаться под странными углами, иногда позволяя увидеть объект со всех сторон сразу. Порой вокруг мага начинают плясать языки пламени, сопровождающиеся появлением экзотических запахов. В других случаях от Мастигос исходит эхо демонических воплей.
Вокруг Морос начинают плясать тени. Контуры предметов едва заметно искажаются, а из их глубин доносится тихий шёпот. Если рядом с магом лежат трупы, они могут застонать или пошевелиться.
Всё вокруг Обримос начинает сочиться внутренним светом. Воздух потрескивает от всплесков энергии. В ноздри бросается запах озона, а где-то вдалеке начинает петь невидимый хор.
Воздух поблизости Тирсус наполняется неистовой энергетикой. На периферийном зрении появляются пляшущие фигуры. Волосы встают дыбом, а по спине пробегает дрожь наслаждения.